Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 119 г. Челябинска»

Методическая работа

Исходя из коррекционной направленности методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, определяемой набором специальных коррекционных приемов в сочетании с общедидактическими, совершенствование коррекционно-педагогической работы на современном этапе должно опираться в первую очередь на модификацию и качественное улучшение имеющейся базы, поиск и разработку новых специальных методов и объединение всех составляющих в единый методический арсенал.

Каждый учитель учреждения является членом методического объединения учителей коррекционной педагогики и входит в состав одной из творческих групп. В соответствии с Уставом школы, Положением о методическом объединении учителей коррекционной педагогики для организации работы приказом директора назначается руководитель ШМО УКП и руководители творческих групп. Деятельность объединения и групп организуется на основе планирования. План работы ШМО УКП утверждается директором. Методическое объединение часть своей работы осуществляет на заседаниях, где планируются текущие мероприятия, анализируются, или принимаются к сведению решения задач; организует семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной и определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний, практический семинар с организацией открытых тематических уроков или внеклассных мероприятий. В конце учебного года заместитель директора по УВР совместно с руководителем ШМО УКП анализирует работу методического объединения. 

Цель работы Методического объединения учителей коррекционной педагогики: Совершенствование коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся через рост профессионального мастерства педагогов школы;

Основные задачи:

  • изучить современные требования к компетентности педагога;
  • обеспечить профессиональный рост педагогов школы;
  • повысить эффективности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

Работа методической службы коррекционной школы VIII вида постоянно ведется в инновационном режиме. Совершенствуется содержание и формы её организации. Ведется накопление и обновление методического потенциала.

До 2007-2008 учебного года включительно в структуре методической службы было два методических объединения (МО): гуманитарного и политехнического циклов. Гуманитарный цикл объединял учителей русского языка и чтения, социально-бытовой ориентировки и естествознания, истории и обществознания, начальных классов и воспитателей групп продленного дня. Политехнический цикл – учителей технологи (швейное и столярное дело), математики, коррекционных курсов и факультативных занятий прикладного характера. Администрация и специалисты: психолог, логопед, соцпедагог были участниками работы всех методических объединений. 

Анализ деятельности методической службы и анкетирование учителей по вопросам эффективности методической работы в учреждении и личного участия в ней педагогов показал, что оба объединения, в основном, имеют схожие задачи и единую цель по совершенствованию обучения детей, коррекции их психофизических нарушений.

Методическое объединение учителей коррекционной педагогики входит в структуру методической службы:

Направления работы Методических Объединений:

  • Изучение современных требований к компетентности педагога
  • Осуществление контроля методики коррекционно-развивающего образования
  • Повышение профессионального роста педагогов
  • Совершенствование структуры методической службы
  • Обеспечение педагогов нормативно-правовой и методической документацией

 

Формы, средства и методы работы ШМО:

Направление

Формы

Средства и методы

Изучение современных требований к компетентности педагога

1.   Самообразование,

2.  Спецсеминары,

3.  Заседания МО,

4. Участие в РМО,

5.    Прохождение курсов

повышения квалификации.

6.   Связь с ЦИТ

1. Использование изданий периодической печати, средств массовой информации, электронной связи, системы Интернет;

2. Доклады, обсуждения, консультации, выставки.


Обеспечение педагогов нормативно-правовой и методической документацией

1. Самообразование,

2. Спецсеминары,

3. Заседания МО,

4. Участие в РМО,

5. Прохождение курсов

повышения квалификации.

6. Связь с ЦИТ

1.   Распечатка и распространение нормативных документов органов управления образованием;

2.  Разработка и принятие локальных актов учреждения.


Содействие администрации по осуществлению контроля методики коррекционно-развивающего образования

1. Участие во внутришкольном контроле,

2.  Взаимопосещение уроков,

3.  Заседания МО.


 

1. Анализ посещенных уроков,

мероприятий и преподавания предметов;

2. Принятие рабочих программ учителей;

3. Принятие материалов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;


Повышение профессионального роста педагогов

1.  Самообразование,

2. Открытые,

3. Спецсеминары,

4. Заседания МО,

5. Участие в РМО,

6. Прохождение курсов

повышения квалификации.

7. Связь с ЦИТ,

8. Сотрудничество с КП КФ НГПУ

1. Изучение и внедрение передового опыта, инновационных технологий в области коррекционной педагогики;

2. Анализ авторских программ;

3. Организация помощи малоопытным и начинающим педагогам.


Совершенствование структуры методической службы

1. Реструктуризация МО;

2. Формирование творческих групп.

Работа творческих групп, включающих всех педагогов, по своим направлениям в соответствии с планом.

Каждый учитель учреждения является членом методического объединения учителей коррекционной педагогики и входит в состав одной из творческих групп. В соответствии с Уставом школы, Положением о методическом объединении учителей коррекционной педагогики для организации работы приказом директора назначается руководитель ШМО УКП и руководители творческих групп. Деятельность объединения и групп организуется на основе планирования. План работы ШМО УКП утверждается директором. Методическое объединение часть своей работы осуществляет на заседаниях, где планируются текущие мероприятия, анализируются, или принимаются к сведению решения задач; организует семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной и определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний, практический семинар с организацией открытых тематических уроков или внеклассных мероприятий. В конце учебного года заместитель директора по УВР совместно с руководителем ШМО УКП анализирует работу методического объединения. 

Следуя цели методической работы и выполнению поставленных задач на учебный год, на первом заседании объединения принят план работы. Сформированы творческие группы (ТГ). Назначены руководители, приняты планы работы ТГ. 

Целью работы ТГ по активизации развития речи учащихся является создание среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных речевых способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Целью работы ТГ по здоровьесбережению школьников является создание условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся, развития их физических качеств и навыков безопасности жизнедеятельности.

Целью работы ТГ по проектно-творческой деятельности школьников является интеграция проектно-творческой деятельности в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью работы ТГ по социальной адаптации детей в обществе является развитие личностных качеств умственно отсталых детей для более успешного вхождения их во взрослую жизнь.

Результаты работы ШМО

Основными результатами работы МО УКП за текущий период можно назвать следующие: 

  1. Внедрение в практику работы учителей проведение интегрированных уроков. 
  2. Введение новой формы организационной работы – творческие группы по значимым направлениям коррекционной педагогики. Данная форма позволила активизировать личное участие каждого учителя в методической работе и повысить её продуктивность. 
  3. Организация взаимодействия учителей коррекционной школы с преподавателями Новосибирского Государственного педагогического университета, кафедрами педагогики и психологии. Введено на регулярной основе проведение совместных семинаров, лекториев, консультирование и рецензирование работ учителей.
  4. Представители учительства нашей школы – активные участники районных методических объединений: заместителей директоров по УВР, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, библиотекарей, классных руководителей; учителей технологии, изобразительного искусства, физической культуры, профориентационной деятельности.

Методическая база ШМО постоянно пополняется и пропагандируется. Свой опыт работы по адаптированным в школе программам, по применению новых технологий и идей учителя представляют на районных форумах.

В период введения инновационных технологий ведения образовательного процесса, по инициативе ШМО в коррекционной школе впервые был применен метод проверки знаний, умений и навыков учащихся, а вместе с тем и проверки состояния преподавания дисциплин учителями – проведение школьной предметной олимпиады среди учащихся 5-10 классов. Результаты её более чем удовлетворительные.